На «Ленкоме» банили стволы АУ №2 после стрельб.
Работа требует силы — протолкнуть этот ёршик можно только вдвоём-втроём-вчетвером, поэтому главного исполнителя всех физических нагрузок и геморройных приказов начальства — приборок и кантовок — в третьей батарее к ней не допустили. Невелик ростом был молодой матрос Алескеров и тщедушен.
За дело взялись здоровые лбы, имеющие за плечами по полтора-два года тяжёлой морской службы. Ради такого случая сконфигурировали обстановку так, чтобы комбат появился на юте именно в момент наивысшего напряжения всех сил и убедился, что молодых не обижают, а старослужащие несут тяжести и лишения наравне.
… Ёршик застрял. Не помогали ни мать-перемать, ни личное участие комбата в попытке протолкнуть. Мёртво.
Участники проекта красиво стояли группой по правому борту, когда из башни вылез Алескеров. «Где ты ходишь, Алескеров,» — возбудился один из годков, — «Мы тут задницы рвём, может, нам твоих сил-то и не хватает, как в той сказке про репку?» Все посмотрели на комбата. «Нет,» — сказал мой жалостливый друг Саня, — «нет, лезь-ка ты снова в башню, Алескеров, и постарайся разглядеть, что там банник-то делает.»
… Проверив голосовую связь с контролёром Алескеровым, Саня взялся командовать: «На „И-раз!“ Готовы? И-и-и-РАЗ!»
Черенок банника зримо деформировался и обозначил движение — «И-и-и-РАЗ!» — движение продолжилось, «Алескеров, что там? Наблюдаешь?» — «Наблудаю, тащ…» — «И-и-и-РАЗ!» — банник залетел в ствол, из башни донёсся сдавленный крик «оптвоюмат», и тишина…
«Алескеров, вылазь, что там?» — тишина. Комбат, ощущая холодок вдоль позвонков, заглянул внутрь и встретился с диким взглядом кавказского человека. Вкруг одной из глазниц быстро развивалось сине-красное пятно, а сама глазница, опухая, превращалась в смотровую щель, взгляд дичал…
Сразу скажу, всё обошлось — синяк прошёл через пару недель, опухоль сошла ещё раньше. А вот Саню Кислицын мордовал за годковщину в подразделении, долгое время сомневаясь в истинности этих рассказов о баннике, пролетевшем через ствол в казённую часть.
С праздником всех тружеников унитарных боеприпасов, пороховых картузов, кранцев первых выстрелов и линий подачи!