Беседа с протоиереем Сергием Шерфетдиновым.
С протоиереем Сергием Шерфетдиновым я познакомилась на православной выставке «Артос»: здесь были представлены его фотоработы «Благословенный Север».
Пасмурные, но одухотворенные лики природы и людей смотрели на посетителей. И казалось, разговаривали со зрителями о вечном…
Отец Сергий родился 11 августа 1969 года в Солнечногорске (Московская область). Когда ему исполнилось 9 лет, родители вместе с ним переехали на Север. Да там и остались: отец мальчика работал инженером на государственном оборонном предприятии «Северморстрой». Став чуть постарше, Серёжа начал посещать кружок фотографии, но сильно не увлекался: ребяческие забавы и учеба были ему более интересны. Однако, отслужив в армии и вновь посетив родные края, юноша увидел «под другим углом» красоты Севера. И, запечатлевая море и скалы, создал уникальные фотопейзажи.
О том, как в земном видеть Небесное, о своем служении: отец Сергий – настоятель храмов в Видяево и Ура-Губе Мурманской области, о памяти погибших на подводной лодке «Курск» и окормлении воинов в Сирии, – наша беседа с ним.
Евангельская природа Севера
– Что подвигло вас к фотографии, отец Сергий?
– В детстве я фотографировал всё подряд: друзей, одноклассников, разные события. Но когда у меня появился фотоаппарат «Зенит» и я стал снимать им, то тогда по-настоящему оценил «фотогеничность» и красоту природы. Я радовался облакам, деревьям, скалам – всё казалось прекрасным. Не знаю, как это объяснить. Наверно, просто пришло время, и это открылось. В этом есть какая-то радость. Это может понять только фотограф, потому что он смотрит на мир через объектив фотоаппарата и выстраивает композицию кадра, улавливает ее. К тому же я занимаюсь этим с детства, и, соответственно, есть опыт. Особенно когда ты этим живешь и дышишь.
– А когда была организована ваша первая фотовыставка?
– Первая фотовыставка состоялась в 2003 году, в научной библиотеке, в Мурманске. На ней красовались морские пейзажи, наскальный мох, выступы скал, брусника… Думаю, зрителям понравилось. В дальнейшем я представлял экспозиции на местном уровне. В доме офицеров, к примеру.
Тогда у меня еще была пленка. Фотоаппараты сначала «Зенит», потом «Canon». Я ездил по нашему северному краю и открывал пейзажи не только нашего берега, омываемого Баренцевым морем, но и южную часть Кольского полуострова и Белое море. Вот, к примеру, Терский берег – там природа сильно отличается от родных мест.
– И что вам понравилось больше?
– Во всем своя красота, свое богатство. Тут даже сравнивать нельзя. Кого ты больше любишь: маму или папу? Попробуй реши. Я так сразу не могу сказать. Северная природа и сурова, и чарующа одновременно. Да, одни пейзажи отличаются от других, но всё равно они красивы.
– Приходилось ли вам фотографировать более южные места России?
– Чем ближе к югу, тем ярче краски. Там можно насладиться сочными цветами маков и тюльпанов. Цветут даже яблони. Это удивительно для меня. Чудо природы. Для нас, северных людей, такое буйство красок необыкновенно. Так же, как обилие тепла и света. На Севере всё по-другому. Лето не более двух месяцев, всё остальное – зима и осень.
– Наверное, у Севера есть своя «изюминка»?
– Да, есть. Суровость какая-то, покой. Красота не только в красивых песнях, но и в безмолвии. У нас есть сопки, скалы, море – то, чего нет в средней полосе. Тут всё совсем по-другому. К примеру, наши березы – кривенькие, коренастые. Не то что в лесостепи. Здесь всё цепляется за жизнь, выживает: деревья, кустарники. Здесь растения на скалах растут, и это покоряет.
– Есть такое выражение: «Русская природа – как скрытое Евангелие». Как бы вы могли это объяснить?
– На Севере атмосфера располагает к жертвенности. Жертва – это сердце Евангелия. Христос – Агнец, Который за всех нас принес Себя в жертву. Здесь люди более сплоченные, расположенные прийти на помощь. Там, где поюжнее, где три урожая в год, можно и обойтись без кого-то. А здесь и ты должен помочь, и есть надежда, что тебе помогут. В этом евангельское состояние нашей природы.
В память о подводниках «Курска»
– Почему вы решили стать священником? У вас же была мирская профессия…
– Сначала я просто стал человеком верующим и пришел в Церковь. Я даже не думал быть священником, просто обратился к Богу всем сердцем. Увидел и понял, что без Него жизни нет. Всё бытие человека без Него теряет смысл. Какая-то бессмысленная суета. Это привело меня в Божий храм, и я сначала просто прилепился к Церкви и стал помогать в алтаре батюшке. Затем моя жизнь постепенно связалась с храмом. И спустя какое-то время владыка Мурманский Симон призвал меня к священническому служению. Он рукоположил меня в священники, и время моего первоначального окормления паствы совпало с трагедией «Курска». Более того, я был направлен на место трагедии – в поселок Видяево.
– Храм во имя Николая Чудотворца по просьбе жителей вам пожертвовала Костомукша. А как шло его благоустройство?
– Мы положили закладной камень (когда основывается церковь, служится служба и происходит освящение закладного камня). Поставили крест, прочитали молитву и собрали по досочкам храм, привезенный из Костомукши (он был привезен в разобранном виде). Храм был возведен за две недели. Первые годы служения были трудными, но интересными, хотя сегодня тоже хватает трудностей и стоят интересные и важные задачи. Но то время было временем становления прихода. Когда деревце пересаживают на другое место, оно болеет и борется. Вот и я, наверное, боролся и болел. Ну вот – прижился.
– В вашем храме есть достопримечательности: иконы, лампада из плафона, который был внутри подводной лодки «Курск». Расскажите о них.
– Да, у нас есть лампада, сделанная из плафона аварийного освещения. Это тот самый плафон, который был в 9-м отсеке подводной лодки «Курск».
Эту лампаду мы сделали из плафона аварийного освещения, который был в 9-м отсеке подводной лодки «Курск»
Когда лодку подняли и отправили на утилизацию, среди памятных железочек нам передали этот плафон, из которого мы решили сделать лампаду. Мы ее так интересно оформили: круг символических свечей соединяют четыре якоря-креста, на каждой свечке выбито имя погибшего моряка. Всего свечей на лампадке 118. Андреевский флаг несет огонек лампадки, и по периметру надпись: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих. День памяти 12 августа». Еще у нас есть четыре иконы, на которых изображены моряки «Курска». Икона Божией Матери «Курская коренная», икона Христа Спасителя, икона Николая Чудотворца и икона князя Владимира.
– У вас есть особая реликвия – икона Божией Матери «Спасающая на море». Можете подробнее рассказать о ее создании?
– Ее нам подарили ветераны-подводники. Есть у нас человек – Николай Балмасов. Он ювелир, отец его подводник. Перед тем, как произошла трагедия, ему во сне привиделась Божия Матерь с предстоящими с Ней Николаем Чудотворцем и апостолом Андреем, во глубине морской горело 118 свечей, и ангелы возлагали на воде венок. Проснувшись, Николай узнал о трагедии и после заказал в ярославской мастерской икону по своему описанию. Затем он передал икону нам и сделал для нее серебряный оклад.
– Работа идет тяжело. Я являюсь настоятелем этих двух храмов и делаю всё возможное для их постройки. Но средств не хватает, стройка «заморожена». Ура-Губа – старинное поморское рыбацкое село. В нем мы решили построить храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сейчас местом для богослужений в поселении стало здание санатория для детей-инвалидов. Мы там приспособились и служим. Необходимость красивого храма в Ура-Губе – это такая мечта, и я потихонечку, но в жизнь ее воплощаю.
В Видяево есть храм. Этот тот храм, который пожертвовали нам жители Костомукши, во имя Николая Чудотворца. В память о погибших подводниках. Но он маленький, и нашим прихожанам нужно более просторное место. Людей всё больше и больше, и приход увеличивается. На большие праздники в храме все не помещаются. Строительство новой церкви во имя святых Царственных Страстотерпцев идет уже четвертый год.
– Но селяне-то помогают?..
– И военные помогают, и гражданские, но это всё трудно. Хотя сделали мы немало: и крышу положили, и перезимовать смогли. Но надо еще купола поставить, шатры, внутреннюю отделку сделать, иконостас. Много работы предстоит. Надеюсь, с Божией помощью осилим.
У берегов Сирии
– Расскажите о вашей поездке в Сирию.
– Это был серьезный поход, который длился четыре месяца. Для меня это был большой опыт закаления духа. Особые условия и служения, и быта. Для моряков это было и важно, и полезно. Служба у нас служилась по воскресеньям. Непосредственно для нее было выделено помещение, которое стало походным храмом. Там был походный иконостас, Престол, жертвенник. Ежедневно совершалось молитвенное правило. На авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» Божественная литургия совершалась и в воскресные дни, и в будни – по праздникам. В ней принимали участие и гражданский персонал, и военные моряки. Также у меня были «командировки» на другие корабли. Это была целая группировка кораблей Северного флота, которые выполняли задачи у берегов Сирии.
– Много было желающих помолиться?
– Всегда хочется, чтобы народу больше приходило, но я думаю, для этого нужно потрудиться еще. В воскресный день приходили моряки, храм был полный. Из некоторых моряков состоял церковный хор. К счастью, в нем были те, кто знает службу, может читать церковные тексты, имеет опыт пения на клиросе. Да и среди ребят некоторые крестились, регулярно ходили на службы, участвовали в Таинствах, смотрели фильмы о Православии.
Искать не земного, а Небесного
– Чем отличается прихожанин храма от человека, который храм не посещает?
– К сожалению, часто так бывает, что мы ничем не отличаемся. Только крестик на груди висит. Но это должно быть не так. Мы должны быть иными. Инок – это тот, который просто иной. Господь нас призвал к иной жизни. Он открыл нам иные ценности, Он нам дал иную радость, радость о Царствии Божием. Чем должен отличаться христианин православный? В Евангелии есть ответ: «Ищите прежде Царства Божия, а всё остальное приложится вам». Обычный человек, не пришедший в Церковь, которому это всё неинтересно, живет по другому принципу. Он ищет прежде всего земного счастья, земных богатств, земной славы. Вот этих ценностей. А Царство Божие, он думает: ну, это как? Фольклор, сказки. Христианин – это тот, кто должен перевернуть свою душу, с головы на ноги поставить ее. Стать правильным, правым славным. И искать прежде всего в жизни Царства Божия.
– Порой верующим людям бывает слишком тяжело в жизни… Но надо стремиться.
– Мы все только учимся быть иными. Мы все ученики Христовы. Нельзя просто переступить порог храма и мгновенно стать другим, иным.
Надо сначала полюбить эту иную красоту, которую нам Господь открывает, и устремиться к ней. Но это целый процесс, путь, на который надо встать и идти. Это война, но война «не против крови и плоти, а против духов злобы поднебесной». Христианин – это тот, кто встал на путь войны с диаволом, со своими страстями. А на войне человек учится владеть оружием, техникой. И здесь уже опыт, который он приобретает. Он ходит в храм, старается, пересиливает себя, встает на молитву, изучает Священное Писание, и в своей реальной жизни старается исполнять все заповеди Божии, каяться в грехах.
– У вас есть очень интересная фотография «Поморка». На ней изображена женщина-звонарь. Не могли бы немного рассказать о ней?
– Как-то раз я отправился в старинное поморское село Варзуга, что в стороне Терского берега. В нем есть храм иконы Божией Матери «Успение» – XVII века. Эта женщина всю жизнь прожила в том селе, и здесь жили ее предки. Она человек с интересной и сложной судьбой, поэтому, наверное, у нее такой задумчивый и грустный взгляд. Деревенские люди – они другие. Они живут на своей земле, у них есть своя речка и свой храм. Мы, городские, немного разбросанные, распыленные, а они более цельные, расположенные к созерцанию.
– То есть получается, что деревенским людям легче почувствовать Божественный Промысл и благодать, чем городским?
– Деревенская жизнь, ее уклад больше располагают к этому. Хотя и в городе Господь людей не оставляет. Мы можем обрести Бога, если мы Его ищем. Кто ищет, тот найдет. Но там, в деревне, для этого условия более удобные. Вообще природа, если мы говорим о природе, она же Божия, она красивая, а красота, как сказал святой Иоанн Кронштадтский о цветах, – «это остатки Рая на земле». Всё, что красиво, нравится глазу, доброе – отголоски райской жизни.
– То есть, фотографируя, вы запечатлевали отголоски Рая?
– Да, можно так сказать. Но райский отблеск можно и в городе встретить. Солнышко, которое отражается в лужах, тоже может зацепить сердце. И в них можно его увидеть. Просто надо скучать по Раю, искать его. Мы все ищем счастья на земле, а ведь это поиск той самой Красоты. Бескрайнее море или лес, сливающийся с горизонтом, напоминают о бесконечности Бога и вечности.
08 июля 2019 года.
Источник: pravoslavie.ru/122231.html