Из книги Вячеслава Владимировича Бирюкова «Неизбежность прошлого» про 130 бригаду противолодочных кораблей в Ара-Губе.
(продолжение)
* * * *
Вероятно, Создатель перед сотворением Ара-губы глубоко и всесторонне подготовился к работе по учебнику кафедры «Базирования, тылового и технического обеспечения сил военно-морского флота» с одноименным названием, изданному в Военно-Морской академии в 1990 году.
Творил сознательно и с любовью, с соблюдением принципов организации пунктов базирования и требований к размещению их элементов. По глубинам, рельефу и очертанию берегов, простору, удобству для входа и выхода кораблей, Ара-губа идеально подходила для их стоянки и укрытия.
Компетентность, вкус и трудолюбие Создателя вызывают уважение. Все это дополнялось наличием в 8-9 километрах от залива уютной долины, примыкающей к Ура-Губе, второй акватории пункта базирования.
Гармонично вписавшись в окружающие сопки и извилины речки Урицы, сегодня там расположились жилые дома, школы, административные здания, дороги, мосты. Хватило места и магазину Главного управления торговли Министерства обороны «ВИНО», в быту – «Гутвино», комендатуре, котельной, госпиталю и другим объектам.
Всё это переселенцы увидели в лучах неяркого солнца, когда закончилась первая полярная ночь и появилась возможность осмотреться.
Решением командования флота противолодочникам в полное распоряжение был предоставлен глубоководный залив, защищенный отвесными скалами от большинства ветров.
«Залив благоденствия», как назовет его на своём сайте Вениамин Чукалов, проходивший в Ара-губе срочную службу.
Близость океана и статус Заполярья не всегда поддерживали мотив благоденствия.
Для тех, кто впервые появлялся в этих краях, необычной была большая амплитуду приливов и отливов. В течение суток уровень моря дважды поднимался до высоты три метра по сравнению с ординаром, и два раза опускался до уровня на -0,5 метра ниже ординара. В повседневной жизни это проявлялось в наклоне аппарели, соединяющей плавпричал с берегом. Спуститься на причал по уходящей круто вниз конструкции во время отлива, особенно зимой, можно было только цепляясь за канаты ограждения.
В холодные зимы, когда температура опускалась ниже 20 градусов, южная часть Ара-губы покрывалась льдом толщиной до 20 сантиметров, и корабли беспомощно застывали у причалов. Множество безымянных ручьев, вытекающих с прибрежных сопок, опресняли поверхностный слой, что приводило к образованию льда.
Акватория пункта базирования была защищена дважды: на дальнем рубеже – полуостровом Рыбачий, который прикрывал весь Мотовский залив от западных и северо-западных ветров, и на ближнем – конфигурацией самой Ара-губы, колена которой своими изгибами, обрамленными высокими, почти отвесными прибрежными скалами, прикрывали от ветров достаточно просторную южную часть Ара-губы.
Однако общая направленность залива с севера на юг создавала эффект аэродинамической трубы. При редких здесь, строго северного направления, ветрах их скорость на конечном, южном участке этой «трубы» доходила до 42 метров в секунду (зафиксирована в новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год).
Но несомненные преимущества, осознанные в процессе освоения новых мест и, прежде всего, отдалённость от заботливого начальства, настраивали на оптимизм. С Ара-губой мы поладим.
К моменту высадки на арагубский берег первого противолодочника эти края уже пятое тысячелетие давали приют путешественникам, морякам, оленеводам, рыбакам. За это время Ара-губа повидала всякое.
Ни на секунду не изменился ритм приливов и отливов, ни один камень не упал с окружающих сопок, когда на освободившиеся после 67 бригады кораблей ОВР (охраны водного района) места у причалов пришвартовались корабли 130 бригады.
Так же, как за прошедшие сотни веков, прибрежные скалы безмолвно и равнодушно взирали на очередных покорителей. Может быть, сравнивали с первыми.
Первыми осваивали Ара-губу саамы, небольшая народность, обитавшая на территории нынешних Финляндии, Карелии, Швеции, Норвегии, Русского севера.
Они же первыми по достоинству оценили укрытый прибрежными сопками залив, дав ему название.
Ара (от саамского «арред», означает отдыхать, находиться в покое).
Благоприятные для жизни и промыслов условия этих мест были замечены в конце XIX века большим бизнесом.
В виде административно-территориальной единицы – населенного пункта – Ара-губа возникла в 1879 году как колония Урского общества. В середине восьмидесятых годов XIX века здесь появилась промышленность. В 1884 чала действовать «Арская китоловная компания Шереметьева».
На берегу Ара-губы на средства великого князя Владимира Александровича было построено капитальное здание китоловного завода. В середине 1890 годов капитальные постройки дополнила часовня Покрова Божьей Матери.
В 1889 году, понеся полмиллиона рублей убытков, из-за отсутствия инвестиций и плохого управления, компания прекратила свое существование, продав за бесценок пароход и строения. О численности населения позволяют судить сухие цифры переписей. В 1913 году в Ара-губе проживало 36 человек, в 1926 году — 28, в 1938 году — 8 человек. Населенный пункт исключен из учетных данных в 1958году. (Ушаков И. Ф. Избранные произведения: В 3 т. — Мурманск, 1997. Т. 1. С. 333–341; Административно-территориальное деление Мурманской области (1920–1993): Справочник. — Мурманск, 1995год).
Китобойный завод в Ара-губе, конец XIX века. Иллюстрация из книги А. П. Энгельгардта «Русский Север».
К приходу 130 бпк в этих местах не сохранилось даже намека на прошедшие события и людей. Отсутствие памяти и памятников было традицией забвения истории тех, кого приютила Ара-губа.
Традицию эту изменили подводники, оценив возможности Ара-губы в качестве нового пункта базирования. Выбору способствовал рельеф западного отвесного берега – уходящие отвесно в воду прибрежные скалы западного берега идеально подходили для создания подземных штолен и укрытия в них подводных лодок.
Вскоре после нашего перебазирование в Ара-губу руководством Военно-морского флота было принято соответствующее решение и начаты изыскательские работы.
Информацией об этом с нами никто не делился, однако начало и ход работ такого масштаба в небольшом гарнизоне скрыть невозможно.
Скоро стало ясно: готовилась база для важного переселенца, дивизии атомных подводных лодок из Западной Лицы.
Наблюдение за ходом строительства даже непрофессионала наводила на мысль о разнице в подходах к обустройству объекта.
Если для 130 бпк были подготовлены только причалы и грунтовая дорога к ним, то для подводников лучшими силами и средствами Управления капитального строительства флота, включая специально размещённый в Ара-губе стройотряд, выравнивался берег, подводились к причалам береговые коммуникации, строились казармы и вспомогательные сооружения, асфальтировались дороги.
Скоро стройка стала главной достопримечательностью и объектом внимания важных персон. Посмотреть, как «…тоннели выводят на свет» в заполярном Ара-губском «Метро», приезжали министр обороны и его заместители, большие чины из Генерального штаба, Главного штаба ВМФ, органов государственной власти и других структур.
История дивизии навечно записана в памятниках погибшим на подводной лодке «Курск» подводникам, изменениях береговой черты, капитальных сооружениях на берегу. Соединение быстро стало доминирующим в Ара-губе, а потом и градообразующим в ЗАТО Видяево.
Между тем дежурный, а потом и другие корабли 130 бпк, после перехода в Ара-губу столкнулись с проблемами недостаточной готовности береговой инфраструктуры – точнее с её отсутствием.
Для кораблей были места у причалов, но кроме кораблей были люди.
Для размещенных на кораблях и вспомогательных судах экипажей требовались транспорт, продовольствие, почта и медицина, учебная и спортивная базы, прачечная.
Для людей поначалу не было ничего.
Ближайшее почтовое отделение и поликлиника находились в посёлке Видяево, с которым Ара-губу связывала грунтовая дорога (7 километров), проложенная между сопок по берегам озер. Дорогу зимой заносило снегом, чистили её нерегулярно.
От Видяево до отделения тыла флота и ближайших складов с продовольствием нужно было преодолеть ещё более 100 км.
От окружающих пункт базирования, неотличимых одна от другой заснеженных сопок, подступающих вплотную к кораблям, холода и темноты, появлялось ощущение враждебности среды, скрытой угрозы. Говорили о гигантских росомахах, бросающихся на спину и перекусывающих горло пешеходам, о заблудившихся, замерзших и погибших.
Лишённый возможности пополнять запасы, дежурный корабль мог обозначать перебазированное соединение в Ара-губе в пределах срока своей автономности (не более 15 суток), после чего его меняли.
Первым шагом в обустройстве бригады в Ара-губе и экзаменом на самостоятельность стало решение проблемы обеспечения кораблей пресной водой.
От одного из чистых озёр, находящихся на возвышении среди сопок, проложили полевой трубопровод, по которому вода шла, в основном, за счет перепада уровней, самотеком. До счётчиков расхода воды тогда еще не додумались, она шла непрерывно.
Зимой перекрывать воду запрещалось, полевой трубопровод на морозе быстро перемерзал. За подачей воды следил дежурный механик, в помощь которому назначалась аварийная группа с дежурного корабля. В случае замерзания водопровода, к трудностям корабельной службы добавлялись муки дежурного механика и выделенной аварийной группы по размораживанию трубы. Жгли костры, в ход шли паяльные лампы.
Так продолжалось до сдачи в эксплуатацию водопровода для соединения подводных лодок.
Объект был адаптирован к зимним холодам. В деревянном коробе, защищающим трубопровод от морозов, дополнительно уложили трубы системы обогрева. Водопровод проходил по территории бригады, от него были сделаны выводы к каждому причалу.
Появлением водопровода преимущества от соседства с подводниками не заканчивались.
Летом, в сухую погоду, офицерам и мичманам при выезде в поселок и возвращении портила жизнь грунтовая дорога. КАМАЗ, переоборудованный для перевозки людей, в сухую погоду своими многочисленными колесами в движении поднимал тучи пыли, которые засасывались в заднюю открытую часть кузова, покрывали одежду и лица пассажиров. Только надпись «Люди» на борту транспортного средства позволяла отнести прибывших к гуманоидам. Защиты от дорожной пыли не было.
Появление в Видяево строителей, а вскоре и дорожной техники, вызвало душевный подъем у автолюбителей. Начало работ по укладке асфальта подтвердило серьёзность намерений.
Теперь радовались все обитатели Ара-губы.
Дорогу сделали быстро. На небольшой стоянке на территории бригады начали появляться легковые автомобили. Пружина прогресса ускоряла темп жизни. Строительство дорог и тоннелей порождало взлёт созидательной деятельности, ускоряло общественные процессы. Ара-губа с опозданием в несколько столетий перешагивала через эпохи, нащупывая свой путь в атомном веке.
Асфальтовое покрытие, экзотику для этих мест, уложили очень экономно (дефицит!), но достаточно качественно. Часть дорожного полотна для движения тяжелых самосвалов со скальной породой покрыли толстым слоем бетона. Военные строители забетонировали две вертолетные площадки: одну у въезда в поселок, вторую у дороги недалеко от Ара-губы.
Усилиями командира бригады сверх плана капитального строительства удалось заасфальтировать ответвление от основной дороги до трех бригадных причалов и площадь перед памятником.
В сочетании со стелой, барельефом погибшего во время войны разведчика-краснофлотца Виктора Кузьмича Романова, стадионом, зданием нового учебного корпуса, цивильными мачтами освещения на фоне сопок и просторной акватории Ара-губы, получился впечатляющий архитектурный ансамбль.
Здесь встречали шефов из Москвы, проводили торжественные построения и парады, праздничные мероприятия, строевые смотры и занятия по строевой подготовке. А молодых военных строителей приводили принимать военную присягу.
На снимке – замполит 735 военно-строительного отряда майор Евгений Мартынович Новицкий в день принятия присяги, середина 1980-х годов.
Большинство офицеров бригады, пройдя через новостройки, могли видеть, как организовано снабжение кораблей в Балтийске. Где по звонку с корабля Балтийская военно-морская база через час-полтора доставляла всё, что нужно.
Остальное подавалось по трубам. Было с чем сравнивать.
Европа, как нам тогда казалось, бесповоротно пришла в Ара-губу, когда в дополнение к воде и электричеству, к причалу №3, было подведено топливо, а к причалу №1 отшвартовали железобетонный плавсклад с продовольствием для экипажей кораблей.
Рядом с причалами силами военных строителей и тыла флота установили большие емкости. По заявке в Ара-губу приходил танкер, заполнял емкости соляркой. Топливо по трубе подавалось к третьему причалу. Теперь корабли могли заправиться топливом дома, не выходя из пункта базирования. Электромеханическая служба бригады, в ведении которой находился топливный склад, следила за поддержанием на нем неснижаемого запаса.
Во второй половине 70-х годов на территории бригады появилось типовое кафе, где Катя Котонина в едином лице и продавец, и буфетчица, и уборщица предлагала матросам кофе, выпечку, сладости. Дороги вели в будущее, которое тогда казалось светлым, а тоннели на свет. Жизнь налаживалась.
Семьи офицеров и мичманов жили в Видяево, куда вечером в дополнению к оборудованному для пассажирских перевозок грузовому КАМАЗу выезжал пассажирский автобус.
Основная особенность Ара-губы – её отдаленность от всех благ – была относительной. Жители этого уютного посёлка не чувствовали себя оторванными от остального мира, как это было с обитателями Гремихи, которая подавляла полным пренебрежением к архитектурной эстетике, неприспособленностью посёлка к ландшафту, ураганными ветрами, отсутствием железнодорожного и автомобильного сообщения. Добраться туда можно было только на теплоходе.
Всё, как известно, познаётся в сравнении. Объектов для сравнения на Севере достаточно, но, чтобы до них добраться, нужен был транспорт.
Я уже командовал бригадой, когда на меня обрушилась эпидемия, спровоцированная появлением на улицах разноцветных жигулей. Эпидемия носила массовый характер, охватывала большую часть мужского населения страны.
Главным её симптомом было невыносимое желание прокатиться за рулем собственной машины. В очередь за мечтой я встал ещё командиром корабля. И в начале 80-х купил новую «копейку» (так в народе называли «Жигули» первых моделей).
Для первой поездки был выбран военный совхоз без названия в Сайда–губе. Совхоз принадлежал Северному флоту и обеспечивал здоровое питание молоком жителей поселка Гаджиево. Я дважды в неделю, в период службы на бригаде кораблей резерва, объезжал этот населенный пункт на бригадной машине стороной.
Когда мы с женой въехали на территорию совхоза (зима, плохо почищенные дороги), перед нами предстала живая картина совхозного быта.
На улице из четырех почерневших от старости деревянных домов, в ближнем к нам одноэтажном строении, судя по всему ранее бывшим жилым, все окна были выбиты. Из окон торчали пучки соломы. Стоя на задних ногах и просунув передние и морду в открытое окно, почти вертикально стояло единственное, в обозримом пространстве, живое существо – корова, которой в таком положении удавалось дотянуться до корма. На нас корова внимание не обратила.
«Может быть, переедем сюда?», – предложил я Нине.
«Здесь правда живут люди?», – я промолчал. В одном из этих домов жил старпом с одного из кораблей консервации.
Cейчас на месте этого совхоза фирмой EWN (Energiewerke Nord) из Мекленбурга (ФРГ), специализирующейся на утилизации атомных станций, спроектирован и построен огромный комплекс по хранению и утилизации радиоактивных отходов в Сайда-губе, который работает и сегодня.
После таких экскурсий Видяево заметно вырастало в оценках. Мы жили в благоустроенном, обжитом, обеспеченном всем необходимым поселке.
«Конечно, наша бригада была одним из уникальных мест службы в ВМФ» – говорит об Ара–губе Павел Вишняков, прослуживший почти весь календарный срок службы на 130 бпк. Первыми впечатлениями от назначения на 130 бпк молодого офицера зарядил начальник штаба дивизии.
После встречи с офицером по кадрам 2 дипк, стоя на 8 причале недалеко от входного трапа на флагманский корабль, молодой офицер делился впечатлениями с такими же выпускниками лейтенантами. Только что пережитый стресс сменился возбуждением. От волнения офицеры не заметили и не отдали воинскую честь, проходившему мимо, капитану первого ранга А. Ильину, начальнику штаба дивизии.
Он построил лейтенантов, поинтересовался, кто такие, куда и зачем. Получив ответ, что назначены в Ара-губу, напутствовал: «Вам повезло, там из таких уё…в, как вы, делают людей». И оказался прав, несмотря на крайне тогда обидное определение.
* * *
Продолжение следует.