Из книги Вячеслава Владимировича Бирюкова «Неизбежность прошлого» про 130 бригаду противолодочных кораблей в Ара-Губе.
(продолжение, начало в «Предисловие или несколько слов в оправдание», «Среда обитания» и «Линия жизни, первые штрихи. Судьба.»)
* * * * *
На привокзальную площадь к остановке выехал «мягкий» туристический автобус львовского автозавода. Надпись в подсвеченном окне над кабиной водителя «Мурманск-Видяево» рассеяла последние сомнения.
Я был на правильном пути.
Завершался очередной виток жизненной спирали, начинался следующий, на котором будут реализованы изменения во взглядах на жизнь. Прежде всего мне придётся признаться, что я охладел к радиоэлектронике окончательно, решив для себя, что военная служба и радиоэлектроника несовместимы и, если ты носишь погоны, нужно быть командиром.
Наступал период становления.
Эти насыщенные молодостью, надеждами, находками и потерями, открытиями, счастливыми случаями, обидными неудачами и радостью общения годы, еще раз подтвердили банальный факт – все проходит и проходит быстро.
Но не бесследно.
След остался. В виде командирских снов, которые я вижу до сих пор. С реальными персонажами и ощущением признаков нарастающей катастрофы. И ещё: вначале неуловимой, а с годами все более острой обязательности устранения несправедливого забвения памяти о кораблях, людях и делах 130 бпк.
Скоро мы уйдем и кто-то должен собрать и сохранить то, что осталось, хотя бы только в памяти очевидцев.
Первый раз 130 бпк упомянута в открытых источниках в 1961 году. А прекратила она своё существование в мае 1998 года. Из этих без малого 40 лет почти половину срока (1968–1984 годы) бригада была для меня местом службы, школой, домом, самым длительным отрезком моей корабельной службы от лейтенанта-выпускника до командира бригады.
Думаю, это даёт мне право на попытку рассказать о кораблях, людях и том времени.
«Что это изменит?», – спросите вы.
Я пока не могу ответить на этот вопрос, да и не знаю, получится ли у меня.
Может быть ответ на него придёт в ходе повествования или у меня хотя бы прекратятся ночные кошмары командирских снов (классификация писателя Виктора Викторовича Конецкого) со скрежетом стальных бортов корабля о прибрежные скалы и осуждающими взглядами товарищей по оружию и подчиненных.
Посмотрим…
Пока автобус пробивался по ночной извилистой дороге, я пытался спрогнозировать, что будет со мной в этот день ровно через год, десять лет. Прогноз не складывался, слишком много «если» было в исходных данных. Я не мог сказать, что со мной будет даже предстоящей ночью, и где я её проведу.
Достоверным был только «сухой остаток»: заканчивался 1969 год, жена с сыном остались у родителей в Ленинграде, в Видяево меня никто не ждал. В кармане лежало предписание явиться на СКР-87.
Продолжение cледует