Авторский сборник армейских воспоминаний Ивана Дерксена
Интересные, весёлые, печальные, а также опасные случаи из моей армейской жизни в Заполярье, в Ара-Губе, в/ч 11767 (с декабря 1977 года по декабрь 1979 года)
Батя
Когда я в начале декабря 1977-го года прибыл в Ара-Губу в в/ч 11767, то командиром части был подполковник Капустин Николай Фёдорович. Это был плотный низкорослый мужчина приятной наружности, он был ветераном Великой Отечественной войны!
О себе он сам говорил, что ещё подростком 16-17 лет участвовал в Великой Отечественной войне в качестве второго номера пулеметного расчета, и что все солдаты того времени старались его оберегать (***).
С первых дней службы я проникся к нему глубоким уважением! Между собой солдаты уважительно называли его «Батей».
Летом 1977-го года произошёл такой курьёзный случай. Как-то после обеда, во время построения на плацу, командир части вызвал из строя одного сержанта, отделение которого работало на причале около «проходки».
«Где вы и всё ваше отделение были перед обедом?», — спросил он.
«На объекте, товарищ подполковник» — браво ответил сержант.
«Я перед обедом был на вашем объекте, обошёл весь причал и ни души там не встретил», — парировал подполковник. «Так, где вы были и чем занимались?» — вновь спросил он сержанта. Сержант понял, что влип, он молча смотрел на свои сапоги…
И тогда произошло невероятное — подполковник Капустин приказал отделению сержанта выйти из строя, открыть рты и высунуть языки. Подполковник медленным шагом обошёл вышедших из строя и затем сказал: «Так-так, с вами всё ясно, на каком объекте вы паслись — на чернике, у вас языки синие…»
Что тут началось, все солдаты заржали во всё горло, офицерам пришлось попотеть, успокаивая свои роты. Было ли наказано отделение с сержантом или нет, не знаю.
Позже выяснилось, что же всё-таки произошло в тот день на причале. Оказывается, перед приездом командира, все «дедушки» и «старики» разбрелись по сопкам кушать черничку, и только двое молодых «держали оборону». Увидев машину командира части, они испугались и спрятались, так как знали, что командир спросит их, где остальные, а что ему отвечать?
Поэтому подполковник Капустин никого и не нашёл на причале. В конце апреля 1978-го года подполковник Капустин Николай Фёдорович ушёл на пенсию, а на его место пришёл капитан Киселёв Алексей Георгиевич.
Конец.
(***) Эту информацию о подполковнике Капустине мне предоставил мой друг и сослуживец Николай Семёнов, мы вместе служили в третьей роте.
Дорога к ракетчикам
Была ранняя весна 1978 года, кругом ещё лежал глубокий снег. В это время я работал в гараже ГСС диспетчером в две смены. В тот день у меня была ночная смена и я решил пораньше пойти в гараж. В свободное от работы время я иногда катался с нашими гражданскими шоферами в «проходку» и назад, так время проходило быстрей, да и «дедушкам» лишний раз на глаза не попадался.
Около гаража стоял ЗИЛ-130 с будкой, на нём возили гражданских рабочих на смену с Ура-губы, Видяево и с гражданской общаги — в «проходку» и назад. Шофёр с этой машины как раз собирался ехать в «проходку» за рабочей сменой. Я сел к нему в кабину и мы тронулись в путь. Над «проходкой», на самой вершине сопки, находились ракетчики. К ним вела накатанная дорога по крутому склону сопки, которая находилась недалеко от «проходки».
Когда мы приблизились к этой дороге, я спросил шофёра, ездил ли он раньше по ней или нет? Он ответил, что нет, но что он запросто заедет наверх. Он тут же притормозил и свернул влево, мы ехали сначала на второй, потом на первой передаче, поднимаясь всё выше и выше. Мотор ревел на повышенных оборотах, крутизна была просто ошеломляющей и я с нарастающей тревогой выглядывал из кабины…
Где-то на середине сопки машина стала буксовать на месте, несмотря на то, что на колёса были одеты цепи… Тут я совсем сдрейфил и очень пожалел, что завёл разговор об этой дороге, внизу за нами был глубокий залив…
Шофёр пытался свернуть влево или вправо, но машину тащило вниз… Тогда он включил заднюю скорость и задом свернул в сторону. После этого манёвра мы потихоньку поехали вниз, меня всего трясло от перенапряжения. Внизу поблескивала вода в заливе, над водой носились неутомимые чайки — бакланы.
Забрав рабочих около «проходки», мы поехали назад. Напротив гаража шофёр притормозил и я, выскочив из кабины, пошёл в гараж. Во время ночной смены я всё время думал о том рискованном манёвре и о той опасности, которая грозила нам, если бы машину потащило вниз к заливу… Я был очень благодарен Господу, за то что с нами не случилось беды!
Конец.
Мечтать не вредно — пока мечты не вредные…
Каждый солдат мечтал о хорошей службе, о краткосрочном отпуске домой и о своевременной демобилизации.
Это были положительные мечты, но были и негативные, одной из них было желание расслабиться при помощи алкоголя или чефира… Конечно не все имели это желание, к этой группе солдат относился и я, так как совсем не употреблял алкоголь.
Иногда желание выпить доводило бойцов до того, что пили не только спирт, водку или вино, но и различные суррогаты и жидкости, в которых находился алкоголь. Например — одеколоны, различные лосьоны после бритья и т.д., доходило до того, что пили даже тормозную жидкость…
За время моей службы несколько раз на общих построениях зачитывались приказы о таких происшествиях в других частях, где солдаты пили тормозную жидкость, многие из них от этого погибли. Грузинам, армянам и азербайджанцам родители ухитрялись присылать «пьяные апельсины», накачанные алкоголем, или банки с «пьяным» компотом…
Правда это прокатывало лишь несколько раз, но потом после нескольких пьянок этот секрет раскрыли и посылки проверялись тщательней. Оставалось только два варианта — получать посылки через гражданских или покупать алкоголь за деньги в магазине, опять же при помощи гражданских. Солдаты из «блатных» предпочитали пить чефир…
* * *
Случай, о котором я хочу рассказать, произошёл летом 1978-го года. Я в то время работал шофёром в гараже ГСС (Гидроспецстроя), в котором работали как гражданские, так и солдаты с нашей части.
В пятницу на вечерней поверке без уважительной причины отсутствовало пятеро солдат, один из них был «дедом», остальные с моего года. Их искали до поздней ночи, в субботу поиски продолжили и только в воскресенье вечером их нашли в гараже ГСС в одной гражданской раздевалке — вдрызг пьяными…
После отрезвления их допросили, ответ был для офицеров просто ошеломляющим — а произошло следующее. В электроцехе гаража находилось устройство для изготовления дистилированной воды, это была простая молочная фляга на 40 литров, со змеевиком — короче, настоящий самогонный аппарат. Так вот, электриком был наш «пропавший дед». Он заранее договорился с другими солдатами-слесарями, они достали сахар, дрожжи и зарядили флягу…
Никому из окружающих и в голову не могло придти о содержимом фляги… В пятницу «варево» созрело и после ухода всех гражданских электрик стал «варить» самогон, после чего началась беспробудная пьянка. В воскресенье ещё раз поставили на уши все места, где бы могли находиться пропавшие солдаты, тщательно проверили гараж и наконец-то нашли их в раздевалке, в плачевном состоянии…
Всё это рассказал на общем построении, на плацу, командир части капитан Киселёв, рядом с ним стояли «отличившиеся» солдаты, грязные и помятые.
Наказание было очень позорным, особенно для «дедушки», капитан Киселёв приказал им вычёрпывать содержимое полкового туалета вёдрами, после чего все были отправлены на «губу».
Таким образом мечта этих ребят исполнилась, но последствия для них были плачевными…
Конец.
Иван Дерксен
Падерборн, Германия.
Февраль 2016 года.
В дополнение: фотографии бывшего гаража Гидроспецстроя в Ара-Губе, сделанные Вениамином Чукаловым 26 июля 2015 года.