Авторский сборник армейских воспоминаний Ивана Дерксена
Интересные, весёлые, печальные, а также опасные случаи из моей армейской жизни в Заполярье, в Ара-Губе, в/ч 11767 (с декабря 1977 года по декабрь 1979 года)
Опасный поворот
Была зима 1978 года. Я в то время работал в гараже Гидроспецстроя на ЗИЛ-555, возил бетон и сухую смесь в «Проходку».
Утром я поехал на заправку, которая находилась на берегу озера около Видяево.
После заправки я поехал назад в Ара-Губу. Слева простиралось замёрзшее озеро [Солтаярви — примечание редактора], покрытое снегом, справа были гранитные скалы — короче, ляпота, как говаривал Иоанн Грозный!
Впереди показался последний крутой поворот вправо, с которым я уже несколько раз имел свои проблемы… Дорога была очень скользской, а моя «старушка» имела лысоватую резину, да и сцепление уже было изношенное… Обычно там было посыпано песком, но не всегда успевали это сделать, так как свежий снег делал своё дело.
С разгону этот поворот брать было опасно, поэтому я включил первую передачу и, надеясь на лучшее, поехал вверх. Где-то на середине подъёма машина стала буксовать, постепенно снижая скорость движения, мотор ревел надрывно, моё сердце бешено колотилось от страха… И тут я заметил, что машина слегка начинает пятиться назад и, тут же открыл дверцу, решил прыгать из машины, если она окончательно пойдёт вниз.
Внизу было замёрзшее озеро, на которое моя машина бы залетела; надежды на то, выдержит лёд или нет, у меня не было… Поэтому левой рукой я держал открытую дверцу и отчаянно давил ногой на газовую педаль… В большой панике я закричал: «Боже, помоги мне!». Мотор ревел на повышенных оборотах, вся машина вздрагивала и дёргалась, но постепенно она перестала пятиться назад и, слава Богу, стала потихоньку карабкаться вверх!
Перевалив через подъём, я вздохнул с облегчением, меня всего колотило и я был мокрый как гусь от пережитого… Поблагодарив Господа за помощь, я поехал дальше. Приехав в гараж, я тут же пошёл к механику и рассказал ему о пережитом страхе на опасном повороте. Механик выделил мне хорошие колёса, которые я незамедлительно поставил на свою машину. После этого случая я всегда с большой осторожностью преодолевал этот опасный поворот.
Эту историю я вспомнил, когда увидел на этом сайте в заметке «По дороге на Ара-Губу» прекрасные фотографии, снятые 4-го января 2014 года, на которых видна эта дорога, озеро и тот опасный поворот!
Вот это место (на заднем плане снимков):
А вот и летний снимок этой дороги (сам пригорок с опасным поворотом виден на заднем плане), сделанный Вениамином Чукаловым 26 июля 2015 года.
Конец.
Снег-снежок, белая метелица, все дороги замело, аж самому не верится…
В то утро погода была обычная, небо серым, воздух морозным и кругом лежал снег, была поздняя осень 1979 года. Я в это время был водителем офицерской машины — ГАЗ-51 с будкой.
Уж не помню зачем, но где-то за час до обеда меня послали в Видяево.
Проверив машину (бывший водитель часто саботировал меня, провоцируя различные поломки), я поехал в Видяево. Утром дорогу почистили трактористы и до Видяево я доехал за полчаса. Уладив там все дела, я уже собрался ехать назад, как вдруг с моря налетел ветер с плотным снегопадом — разразилась настоящая метель… Я решил возвращаться в часть.
Подъехав к главной дороге я увидел наш 130-й ЗИЛок, стоявший на обочине. Остановив машину, я вылез из кабины и подошёл к ЗИЛу. Шофёр сидел в кабине, я открыл дверцу и спросил — в чём дело? Мой сослуживец сказал, что не решился ехать один по такому бурану. Я предложил ему ехать вместе, друг за другом — вдвоём, мол, не пропадём. На том и порешили, мы тронулись в путь: ЗИЛок впереди, а я на ГАЗоне за ним вслед.
Дорога была уже капитально завалена снегом, но до первого перемёта мы всё же доехали. В этом перемёте ЗИЛок застрял и все попытки выбраться самому не увенчались успехом. Тогда я предложил водителю сцепить его машину с моей тросом и вместе одновременно ехать назад. Таким образом я выдернул его машину из глубокого перемёта.
Дальше мы переменили свою тактику, теперь впереди ехал я на своём ГАЗоне и в следующий перемёт я уже врезался на повышенной скорости. Если перемёт был небольшим, я пробивал его без остановки, но зачастую и моя машина на полпути застревала в нём и тогда мой сослуживец выдёргивал меня из него, так как его машина была тяжелей и ему это делать было проще, чем мне его выдёргивать. Иногда приходилось это повторять несколько раз, но победа всякий раз была за нами и таким образом мы продвигались от одного перемёта до другого.
Последний перемёт ждал нас перед поворотом к гражданской общаге [посёлок проходчиков в 70-х годах — примечание редактора]. Его я проскочил с разгону, а от этого поворота до «Проходки» дорога уже была почищена трактористами.
Заехав в часть, мы подъехали к гаражу и заглушили моторы. Выбравшись из машин, мы пожимали друг другу руки и радовались удачному возвращению домой в часть! Тут к нам подбежал дежурный с КПП и сказал, что нас ждут в штабе, так как уже переполошились из-за нашего долгого отсутствия…
В штабе мы доложили заместителю командира части, по хозчасти, капитану Дивееву, как мы пробирались через снежные перемёты. Похвалив нас за смекалку, он отпустил нас, сказав, чтобы мы шли обедать. На улице мой сослуживец сказал мне, что нам особо повезло с последним перемётом, так как у него к тому времени полетело сцепление и он уже был не в состоянии выдернуть мою машину назад.
Итак, наше возвращение из Видяево длилось около 3-х часов… Но, Слава Богу, мы доехали, хотя и с приключениями!
И вновь — для контраста — летние снимки с этой дороги, сделанные Вениамином Чукаловым 26 июля 2015 года.
Конец.
Иван Дерксен
Падерборн, Германия.
Февраль 2016 года.