АПЛ «Псков» снова в строю — после ремонта и модернизации атомоход встал на боевую службу. Судоремонтники СРЗ «Нерпа» сделали такой подарок, что называется, «под ёлочку» — и себе, и Северному флоту. Таких подлодок, как «Псков», на флоте всего четыре.
АПЛ проекта 945А с титановым корпусом, принята в ремонт в 2011 году. Поставленная задача — восстановить техническую готовность субмарины. В процессе докового ремонта стало ясно — предстоит заменить спецпокрытие корпуса. Затем было принято решение об установке нового гидроакустического комплекса.
Директор филиала СРЗ «Нерпа» ОАО ЦС «Звёздочка» Аркадий Оганян:
«Нам пришлось в корпусном цехе построить специальный участок по всем требованиям нормативных документов — со спецвентиляцией, с освещением. Там почти как в хирургической палате приходилось работать нашим сварщикам, корпусникам, но результат работы вы видите — корабль на плаву, работы все сделаны»
Снежногорские судоремонтники справились с задачей, при том, что впервые имели дело с титаном — металлом капризным, требующим особого температурного режима и высокой квалификации специально аттестованных на этот вид работ сварщиков.
Командир АПЛ «Псков» Дмитрий Иванов:
«Корабль длительное время находился в ремонте, в установленные сроки ремонт был произведён с хорошим качеством. Корабль готов выполнять все установленные задачи без ограничений»
Этапная операция по восстановлению технической готовности корабля, как отметили специалисты, выполнена с безупречным качеством.
Начальник штаба соединения подводных сил СФ Михаил Полещиков:
«Это значительное событие в судьбе СФ — введение в состав постоянных сил постоянной готовности ещё одной боевой единицы. Мы шли к этому очень долго. Слаженная работа завода и экипажа привели к сегодняшнему торжественному дню»
В 90-х годах на восстановление средств не хватало. Курс был один — утилизация. Сегодня разворот на 180 градусов — модернизация и ремонт до состояния полной боевой готовности.
Командир АПЛ «Псков» Дмитрий Иванов:
«На центральном посту у нас висит ваш календарь, на котором написано три слова. Судоремонт, судостроение и маленькое слово в конце, чтобы оно было действительно маленьким. Я его не буду говорить. Спасибо.»
Слово, которое не захотел говорить командир «Пскова» — «утилизация».
Именно отсутствие данного процесса в современной жизни подлодок — гордость и моряков, и мастеров судоремонта.
Ещё одна мощная боевая единица Северного флота благодаря усилиям заполярных судоремонтников снова в стою. И как отмечают и военные, и гражданские — это событие ещё одно подтверждение того, что времена, когда модернизации предпочитали утилизацию, позади.
Источник:
murman.tv/news/22175-v-zapolyare-zavershena-modernizaciya-atomnoy-podvodnoy-lodki-pskov.html
А также — заметка из «Российской газеты»:
На базе Северного флота в Видяево моряки встретили обновленный корабль — АПЛ «Псков».
Заполярные судоремонтники завершили модернизацию уникальной многоцелевой атомной лодки проекта 945А «Кондор», предназначенной для слежения и гарантированного уничтожения стратегических лодок и авианосных ударных групп вероятного противника. Кроме того, это последнее титановое судно, заложенное в Советском Союзе.
— Завод впервые выполнял работы с титаном — новым для нас материалом, требующим особого температурного режима, деликатного обращения и высокой квалификации сварщиков, — сообщили в пресс-службе судоремонтного завода «Нерпа».
Сложнейшей операцией была замена обтекателя площадью восемь на восемь метров.
— Нам пришлось построить в корпусном цехе специальный участок по всем требованиям нормативных документов, со спецвентиляцией, с освещением. Как хирургам в операционной, приходилось работать сварщикам и корпусникам, — рассказал директор «Нерпы» Аркадий Оганян.
К причалу судоремонтного завода «Псков» пришвартовали в апреле 2011 года. Перед корабелами стояла задача восстановить техническую готовность и продлить межремонтный срок службы корабля. После было принято решение о модернизации подлодки. Специалисты завода восстановили корабельные системы, спецпокрытие корпуса и установили новый гидроакустический комплекс.
Весной уходящего 2015 года субмарину спустили на воду. Несколько месяцев шли достроечные работы. В декабре запустили реактор, и ведомственные комиссии подтвердили полную готовность АПЛ «Псков» к боевой службе.
На флоте затраты на ремонт советской лодки считают оправданными, ведь создание нового проекта со схожими характеристиками обойдется еще дороже. Надежные, проверенные временем субмарины должны выполнять задачи, а не становиться «материалом для иголок», считают военные.
— В 90-е годы в судоремонтном комплексе занимались только распилом атомоходов, а сейчас эти тенденцию изменили. Нас, моряков, это радует, — поделился начальник штаба дивизии подводных лодок Северного флота Михаил Полещиков.
Это уже третий боевой корабль, который отремонтировали в текущем году снежногорские судоремонтники. К 2017 году здесь завершат работу над еще двумя атомными подводными лодками.
Источник:
www.rg.ru/2015/12/28/reg-szfo/pskov-anons.html
Сюжет телевизионной программы «Союзники» о пребывании «Пскова» на судоремонтном заводе:
«Псков» возвращается в родную Ара-Губу:
«Псков» у пирса в Ара-Губе (архивное фото):