Местонахождение объекта: берег губы Ара, у ее истока, на месте захоронения героя.
Вид объекта: памятник, представляющий собой мраморное надгробие и постамент, по бокам от них расположены якорь и гильза от снаряда. На постаменте надпись:
«Разведчик 566 батальона краснофлотец Романов Виктор Кузьмич (1918-1942). Пал смертью храбрых за свободу нашей Родины. Далее идут стихотворные строки «Жизнь человеку только раз дана, но если б снова прозвучало: «К бою!», они бы снова поднялись с морского дна, чтобы Отчизну заслонить собою!»
Время возникновения или дата создания объекта, дата основных изменений (перестроек) и (или) дата связанного с ним исторического события: в период строительства причалов для базирования кораблей 130 бригады было обнаружено на берегу Ара-губы захоронение военной поры.
В 1972 году могила была перенесена на территорию части и установлена стела с фотографией разведчика. В 1975 году на средства, собранные личным составом части, шефы из Мончегорска (комбинат «Североникель») отлили из бронзы барельеф разведчика и изготовили мраморную доску и звезду.
На сооруженной бетонной стене были начертаны слова «Никто не забыт! Ничто не забыто!» из букв, изготовленных с медных пластин. Торжественное открытие данного комплекса состоялось 9 мая 1975 года.
В середине 90-х годов после расформирования бригады и её передислокации, комплекс был разграблен.
Усилиями администрации ЗАТО Видяево в 2002 году были проведены восстановительные работы и изготовлен постамент и надгробие. В 2009 году памятник реставрирован.
Источник: официальный сайт ЗАТО Видяево
* * *
Примечание №1:
Это место на Яндекс-Картах: maps.yandex.ru/-/CVws7O2y
Примечание №2:
От редакции сайта Ара-Губа.ру:
Памятник этот был не чужим и для военных строителей, расположенных в те годы в Ара-Губе, в летнее время около него молодые бойцы принимали воинскую присягу.
Замполит 735 ВСО (в/ч 12625, ранее 11767) Евгений Мартынович Новицкий у памятника в расположении 130 бригады (середина 80-х годов)
Примечание №3:
Комментирует Сергей Строганов:
Бетонную стену изначально оштукатурили раствором с битым стеклом, так что в солнечный день она сверкала (идея капитана 2 ранга Беглова), но дожди и зимняя стужа сделали своё дело, штукатурка стала трескаться и осыпаться, пришлось срубить.
Горел и «вечный огонь», за него отвечал дежурный инженер-механик.
Примечание №4:
Комментирует Геннадий Ревин:
Эту стену и памятник возводили экипажи кораблей 130 бригады под личным руководством заместителя командира бригады по политчасти капитана 2 ранга Беглова Дмитрия Филипповича.
Комбриг капитан 1 ранга Гончарук Виталий Иосифович курировал строительство кабинета Атака и стадиона, заместитель командира бригады по электро-механической части капитан-лейстенант Барсков Михаил Константинович занимался освещением, флагштоками, гаражом, водоводом, добычей и доставкой материалов и инструмента. За каждыым кораблё был жёстко закреплён свой участок работы. А ещё ведь напряжённо ходили в море. И построили. Я передал дивизию в самом конце декабря 1994 и в то время «губа Ара-130» была ещё жива.
После аварии на СКР-87 с героическим поступком военнослужащих, пожертвовавших жизнью ради спасения экипажа и корабля, к памятнику было установлено дополнение, посвящённое подвигу этих людей.
…
За памятником наш стадион, был сделан великолепный дренаж, разметка, футбольные ворота с сеткой, волейбольная площадка. Вдоль поля были установлены скамейки для зрителей.
На плацу была разметка для строевых занятий и смотров, стенды, зеркало во весь рост, освещение. На памятнике был вечный огонь, за стеной был навешен бак с дизтопливом. Топливо шло самотёком, в чашу подливали бензин для устойчивого горения.
Разжигали огонь по праздничным датам с помощью паяльной лампы. Вдоль плаца стояли флагштоки. На одном поднимали флаг СССР, на другом — флаг ВМФ СССР