За время моей службы (1977-1979) в в/ч 11767 в Ара-Губе я около 8 месяцев почти каждый день бывал в «проходке», последние полгода каждый день, кроме воскресенья.
Первый раз я заехал вниз в «проходку» в мае месяце 1978 года на грузовике «Газ-53», в тот день я возил одного начальника. Итак, мы въехали в квадратный проём в скале, дорога шла по наклонной вниз, затем появился крутой поворот и дальше мы ехали по спирали всё ниже и ниже, пока не въехали в огромный туннель — штольню. Я был ошарашен его размерами, где то 30 на 30 метров и длиной около 400 метров. По стенам висели лампочки, но пространство было так велико, что вокруг царил полумрак.
Потолок был полукруглый, пол, стены и потолок были покрыты бетоном. Перед тем как бетонировать, всё вкруговую обшивалось толстой арматурой и затем бетон под высоким давлением выстреливали из «пушки» на стены и потолок. Слева и справа по над стенами на полу лежали большие железные трубы, по которым можно было откачивать воду обратно в залив.
Штолен было 3 штуки и все они лежали паралельно к заливу, кроме этих больших штолен были ещё и другие поменьше, думаю, в них должны были разместиться мастерские, склады и помещения для обслуживающего персонала. Итак, моё первое знакомство с «проходкой» было очень впечатляющим; потом я, конечно, привык и уже не обращал особого внимания.
В июле месяце меня посадили на самосвал Зил-555, на нём я полгода возил бетон и сухую смесь в «проходку». В основном я возил сухую смесь на «пушку», которую обслуживали наши ребята. Моя смена длилась 12 часов, остальные 12 часов ездил мой сменщик.
Осенью 1978 года меня по дороге в «проходку» остановили «губари» [с гарнизонной гауптвахты], встреча с ними очень напугала меня, так как моя кабина перед этим была битком набита «дедушками», которые всё же успели улизнуть. Начальник гаупвахты, поняв, что его обхитрили, приказал мне отвезти сухую смесь в «проходку» и затем сразу возвращаться к части — сказал, что заберёт меня на «губу», чего мне лично ну никак не хотелось. Заехав вниз, я разгрузился и сразу поехал в конец штольни в сторону залива. Я решил на свой страх и риск не возвращаться к части, где меня ждали «губари».
В конце штольни я развернулся и поставил грузовик за кучей арматуры. Выйдя из машины, я решил осмотреться: я знал, что штольня выходит к заливу и находится ниже уровня воды, поэтому что-то должно было удерживать проникновение воды из залива в проходку. Подойдя поближе, я увидел мощные железные шлюзы, они тоже были огромными. Затем я сел в грузовик и просидел там сиднем несколько часов, ребята на «пушке» были этому очень рады, без сухой смеси они просто отдыхали.
Через несколько часов я решился выехать с «проходки» и с замирающим от страха сердцем поехал в сторону нашей части, с большим облегчением я увидел, что «губари» уехали — мне в тот день сильно повезло. Конец.