В 2008 году крупнейшая на севере России военная строительная организация отметит свой 60-летний юбилей. За плечами у десятков тысяч флотских строителей – славные рубежи: освоение Крайнего Севера, развитие и обеспечение боеготовности Краснознаменного Северного флота, самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, строительство гарнизонов и городов в Мурманской области в мирное время.
Труженики военно-морского строительства Заполярья по праву являются летописцами истории Севера России – от начала 30-х годов прошлого столетия до наших дней. Первые военно-морские строители появились в Заполярье в далеком 1932 году. Именно тогда в Мурманске было организовано Управление Начальника работ (УНР) № 95. Его задачей стало инженерное обеспечение базирования Северной флотилии и сооружение системы береговой обороны.
В середине 1933 года Советское Заполярье посетили И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров. Они побывали в Мурманске, Александровске (ныне город Полярный), осмотрели побережье Кольского залива. Особое внимание было обращено на выходы в Баренцево море, в частности, на бухту Екатерининскую. Этот визит высоких государственных чинов считают историческим. Уже в июне 1933 года, по личному указанию Сталина, были начаты
проектно-изыскательские и строительные работы по созданию базы. В следующем, 1934 году, появились первые строительные участки: на острове Торос, в губе Малой Волоковой, в городе Александровске. Возрастающие потребности флотилии вызвали необходимость организации ряда строительных участков и в областном центре – их объединили в УНР №96.
Середина 30-х годов – время активного освоения Севера. Флотилия разворачивается во флот. Как следствие – идет большое строительство. Основным ядром УНРов становятся особые строительные батальоны (ОСБ). 114-й ОСБ ведет строительство в Сеть-Наволоке, 115-й – на острове Кильдин, 116-й возводит город Полярный. Организуются все новые места базирования сил флота. В частности, в 1938 году в губе Ваенга формируется еще одно Управление начальника работ – № 92.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны военные строители удерживают высокие темпы работ. Все силы брошены на выполнение задачи по созданию специализированных строительных кадров и экономии средств капитального строительства. Большой вклад в разработку структуры, штатов и функциональных обязанностей строительных органов ВМФ принадлежит военинженеру третьего ранга Борису Лазаревичу Лившицу, талантливому организатору, длительное время прослужившему на различных руководящих должностях в строительных органах СФ. Уже в предвоенное время в суровых условиях Крайнего Севера военными строителями была создана мощная база флота, обеспечивающая полномасштабную деятельность моряков-североморцев.
С началом Великой Отечественной войны проводится реорганизация с учетом возникшего в стране особого положения – инженерный и строительный отделы флота объединяют в Инженерное управление Северного флота, начальником которого назначают П. Ф. Шиновникова, заместителем по инженерному оборудованию – Е. Н. Немчинова. Основной боевой задачей инженерных частей СФ становится инженерное обеспечение боевых действий сил флота – строительство фортификационных сооружений, установка и преодоление инженерных заграждений, строительство и ремонт дорог. Руками флотских строителей создается в это время знаменитая линия Северного оборонительного района (СОРа), которую фашистам так и не удалось преодолеть.
Наряду с выполнением основной задачи, в жесточайших условиях не прекращается строительство. В 1943 году в Мурманске сдается 56 механический строительный завод (первым начальником назначается А. С. Лобанов). Завод специализируется на изготовлении мин, артиллерийских снарядов, металлических заграждений и другой продукции, крайне необходимой фронту. В этом же, 1943 году, создается материально-техническая контора для обеспечения строительных организаций материалами и топливом.
В период наступательных действий сил флота, в 1944 году, частями инженерного отдела выполняются важнейшие боевые задачи: прокладка пути через системы заграждений противника, продолжение строительства фортификационных заграждений, устройство ходов сообщений, установка проволочных и минных заграждений на переднем крае, разминирование территории, освобожденной от противника, и снятие своих минных полей. Вместе с тем отдельные инженерные части заняты на сооружении объектов военного назначения. Только за один 1944 год построен и сдан в эксплуатацию для фронта целый ряд таких объектов. Это огневые позиции 132 Артиллерийского зенитного полка в губе Ваенга и Чалм Пушке. Инженерные сооружения рубежей задымления в Белокаменке, Ретинском, Ваенге, Чалм Пушке. Минно-торпедная мастерская Военно-воздушных сил флота в Ваенге. Судоремонтная мастерская технического отдела Северного флота на мысе Дровяном. Электростанция № 4 с кабельными разводами по цехам на судоремонтном заводе в поселке Роста.
Ратный подвиг военных строителей в годы Великой Отечественной войны отмечен многочисленными государственными наградами. Особенно отличившееся девяносто пятое строительство награждено орденом «Красной Звезды». За героический вклад в разгром врага в Советском Заполярье орденами («Ленина», «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Отечественной Войны», «Славы») и медалями («За боевые заслуги», «За отвагу») лично награждены 146 военных строителей Северного флота. Среди них: Ф. С. Савченко, К. Г. Мацокин, В. А. Жарков, А. Д. Семенчук, Б. Л. Лившиц, Н. А. Плахотнюк, Л. Б. Бернштейн и многие другие. Василий Кисляков и Иван Каторжный удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В послевоенные годы основной задачей флотских строителей становится восстановление разрушенного войной Заполярья. Проводится реорганизация военно-строительных органов флота. В 1948 году, на основании Приказа Краснознаменного Северного флота № 00148, для выполнения комплексов строительно-монтажных работ на территориях Кольского полуострова, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях, островах и побережье Северного Ледовитого океана создается «Военно-морское строительное управление Северного флота» (с 1954 года «Северовоенморстрой» СВМС).
Первым начальником СВМС становится Иван Федорович Власов. Все последующие годы военно-строительные органы Северного флота возглавляли известные организаторы строительного производства: Е. Н. Барковский, Н. В. Анфимов, Б. Л. Лившиц, А. Д. Семенчук, Б. С. Фулик, С. А. Спирин, О. К. Аниканов, В. М. Закиматов, Л. В. Шумилов, А. М. Гайдук, А. А. Макарычев, Ю. В. Чумаченко, А. К. Белов, В. А. Степаненко, А. Я. Черенков, Б. П. Паршин.
В новых условиях происходит специализация строительно-монтажных работ, формируются новые специализированные участки – УНРы. Решение одной из важнейших задач – восстановления промышленного и казарменно-жилищного фонда флота – потребовало оперативной разработки серии проектов сборного домостроения. Уже в 1950 году создается Центральная строительная лаборатория (ее возглавляет О. А. Птицын). А в 1955 году вступает в строй 206-й завод железобетонных изделий (ЖБИ), внедряется новейшая для того времени технология по производству сборных конструкций для строительства жилых домов.
Середина 50-х – новый этап в развитии Военно-морского флота страны и Северного флота. Идет перевооружение на ракетное и ядерное оружие, осуществляется переход на атомную энергетику. Особое внимание уделяется развитию подводных сил флота. В этой связи все большую роль отводят развитию отдаленных районов для базирования. И задачей флотских строителей становится освоение этих районов.
Год за годом в Заполярье осваиваются бухты и заливы, ведется активное строительство, сдаются новые причалы, вырастают целые поселки и военные городки подводников. В бухтах Сайда и Ягельная появляется поселок Гаджиево, в бухте Большая Лопаткина – поселок Западная Лица, в бухте Ура-Губа – поселок Видяево. Вместе с тем военными строителями совершенствуется полигон для освоения и испытания новейших видов вооружения.
В 60-е годы начинается коренная реконструкция судоремонта ВМФ. С 1975 года основная нагрузка ложится на флотских гидротехников. Вводятся в строй глубоководный пирс-причал № 7 в Североморске (длина причального фронта – 330 метров), набережная на СРЗ-10 в Полярном. Проводится реконструкция уже имеющихся и строительство новых набережных 35 судоремонтного завода в Росте – для обеспечения стоянки таких кораблей-гигантов, как ТАКР «Адмирал флота Кузнецов». Вводится новый причальный фронт в Гремихе для базирования 11 флотилии АПЛ. В Западной Лице строится уникальный причал с ДПК-125 для базирования АПЛ с системой «Тайфун» – руководят в это время гидротехническими работами начальник УНРа полковник П. С. Жидяев и главный инженер подполковник Ю. А. Орехов.
Время достижения наивысших производственных показателей «СевероВоенМорСтроя» – середина 80-х. В состав СВМС входит 44 строительных организации: 4 строительных управления, 17 генподрядных и 11 специализированных УНР, 10 автомобильных баз и автоколонн, 5 УНР механизации, 3 конторы материально-технического снабжения и 3 управления вспомогательного флота. Численность работников, обслуживающих весь строительный комплекс, составляет 44 537 человек, в том числе 25 507 военных строителей, 2 450 офицеров, 980 прапорщиков, 15 600 вольнонаемных – членов профсоюза. Долгие годы председателем ОКП-3 был М. В. Гулак.
Заместителем начальника СВМС по стройчастям и организации службы в 80-е годы был подполковник В. А. Чмырев (впоследствии начальник ВИТУ, генерал-лейтенант). Руками военных строителей возведены городки-гарнизоны: Заозерск, Скалистый, Островной, Лиинахамари, Федотово, Катунино. Выросли целые заполярные города: Североморск, Полярный, Снежногорск. Введен в строй ряд уникальных военных объектов: станция раннего обнаружения ракет, космический центр наблюдения «Вега», испытательный ракетный полигон, центральный испытательный полигон ядерного оружия, пункт перезарядки подводных лодок, аэродромы для базирования всех видов современной авиационной техники, подземные комплексы для укрытия подводных лодок и хранения ракетно-артиллерийского вооружения.
Заслуги военных строителей в освоении Севера и в укреплении оборонной мощи Северного флота и нашей страны в целом трудно переоценить. Руководством государства самоотверженный труд сотен из них отмечен высокими наградами – орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Среди награжденных – А. Д. Семенчук, Б. Л. Лившиц, Н. В. Анфимов, Б. С. Фулик, Ю. В. Чумаченко, А. К. Белов, В. А. Степаненко, А. Я. Черенков, Б. В. Паршин и другие.
Более 40 человек удостоены высокого звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»: В. М. Кондратенко, Н. П. Гоголев, Н. А. Кувичко, И. Р. Шестаков, Л. В. Ушаков, В. И Юшманов, Г. И. Сапронов, Г. Г. Суслов и другие.
Группа флотских строителей (В. М. Закиматов, А. А. Макарычев, А. М. Гайдук, Л. В. Шумилов, А. Г. Захарин, С. А. Спирин, Г. Н. Карев, В. П. Демин) за проектирование и строительство первой очереди СРЗ «Нерпа» в Мурманске-60 (Снежногорск) удостоены премии Совета Министров СССР. Есть среди флотских строителей и свой лауреат Ленинской премии. Им стал Е. Н. Барковский, отличившийся проектированием и строительством инженерного сооружения в высоких широтах.
Столь значительные достижения военных строителей стали возможными благодаря важному обстоятельству: руководством СВМС во все времена особое внимание уделялось кадровой политике. Именно люди были и остаются основной ценностью прославленной организации. Неудивительно, что и после увольнения в запас специалисты остаются здесь в качестве гражданских сотрудников, и многие из них уже являются живой легендой. Таким человеком можно назвать Павла Сергеевича Жидяева. Он пришел в СВМС молодым лейтенантом в 1956 году, а уволился в запас в 1990-м, в высоком звании полковника. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, обладатель медали «За боевые заслуги», Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный гражданин города Североморска П. С. Жидяев по сей день трудится в организации ведущим инженером.
Опытные специалисты для СВМС сегодня ценны как никогда. Ведь впереди у военных строителей – новые рубежи. Главной задачей сейчас, как и всегда, является обеспечение боеготовности флота. Однако в современных условиях, при переходе на контрактную военную службу, эта задача приобретает особый смысл. Обустройство частей флота, их модернизация, обеспечение военнослужащих и членов их семей достойным качественным жильем – вот необходимые составляющие решения поставленной задачи.
А наряду с этим военные строители возводят жилые дома в средней полосе. Осуществляя реализацию Федеральной программы переселения из районов Крайнего Севера, они тем самым создают условия для социальной защищенности российского офицера и его уверенности в завтрашнем дне.