Прочитал в 2004 году в «Известиях» интересную заметку про подземный город для ремонта подводных лодок в Крыму. Думаю, что подобные сооружения были в СССР на каждом флоте.
На Северном Флоте, в Ара-Губе «проходкой» занималась наша часть (ещё до того, как я в ней служил) и Гидроспецстрой. Укрытия для подводных лодок внури гранитной сопки, три штольни 30х28 метров в поперечнике и длиной примерно 400 метров.
В 90-х годах, насколько я знаю из открытых источников, в штольнях планировалось хранить отработанное ядерное топливо с подводных лодок. Жюль Верн вместе с капитаном Немо до такого бы не додумались!
Вот эта заметка:
http://izvestia.ru/news/293370
В продолжение заметки — нашёл в интернете любопытные комментарии по этой теме, выдержки из которых приводятся ниже (достоверность этих комментариев обсуждать не берусь):
Капитан 2 ранга (10-12-2004 22:06)
Мало кто знает, что в Приморье в бухте Павловского, где базировалась флотилия атомных подводных лодок, в том числе ПЛАРБ, с 60-х годов строился аналогичный комплекс подземных сооружений, только не для ремонта, конечно, а для загрузки и выгрузки ракет и торпед. Одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Побродил я там в свое время — впечатляет, вся сопка изрезана вдоль и поперек.
Уже в 80-е годы строительство шло не шатко не валко, а с распадом Союза вообще забросили в состоянии готовности примерно 70-80%. Ну, и как водится, объект был разграблен подчистую. Жаль только впустую вбуханных в строительство государственных средств — но это отдельный разговор.
Сейчас в бухте Павловского кладбище атомных субмарин, ожидающих своей утилизации.
Edvid (12-01-2006 04:38)
Я живу на востоке России. Здесь тоже стал доступен для посещений (но не для иностранцев), бывший когда то секретным, объект. Это огромная гранитная гора. В ней вырублена гавань, в которой может полностью поместиться самый большой атомный крейсер. В горе — вертикальная шахта, которая закрывается подвижной крышкой, примерно 6-8 метров толщиной. Это было укрытие для субмарин, которое защищало их от любого ядерного взрыва. При этом подлодка могла производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту в горе, оставаясь неуязвимой.
Савва (29-10-2004 00:48)
Чтоб вы знали, есть такое место на Баренцевом море — Ара-губа называется, там находится база атомных подводных лодок, а в шести километрах от него поселок Видяево, про него стало известно после гибели «Курска». В начале семидесятых там служил мой отец и жил я, вместе с мамой и сестрой. В Балаклаве я не был, а вот циклопические подземные сооружения в Видяево и, кстати, в Североморске — кто бывал, тот знает, сразу за зданием штаба флота, видел собственными глазами. И если бросили Балаклаву, то в 1976 году подземная база в Видяево отлично функционировала. Говорили, что в нее может поместиться до 6 АПЛ, я лично видел три, зрелище фантастическое, так что не надо плакаться, что мы все потеряли. Говорили, что подобное сооружение имеет место быть и на Камчатке, но, врать не буду, там я не был, не видел. А на Северном флоте подземная база по ремонту, хранению боеприпасов и снаряжения для атомных подводных лодок функционирует до сих пор. Насчет боевых пловцов и дельфинов — этого, конечно, не было. Там любой пловец в любом костюме минут через двадцать даст дуба, кроме, конечно, водолазов с бесперебойным электроподогревом, но войти подводному судну в тот относительно узкий залив и незаметно выпустить водолазов, оснащенных подобным оборудованием представляется крайне затруднительным.
Andrey (10-05-2005 04:35)
Ты путаешь, парень, этот завод никогда не работал — не достроен был просто. Я служил в Аре в 86-89, ездили на уазике с знакомыми ребятами из роты охраны — осматривали обьект, зрелище фантастическое, но шлюзы не прорублены были, а без низ как лодку запихнешь в док… Действительно насчитал 6 доков, действительно был проект подземных заводов для ремонта атомоходов, заправки, смены экипажа, но проект есть проект. Хотя, конечно, когда на дне дока стоишь и фароискателем с уазика не можешь разглядеть потолок этого сооружения, испытываешь шок, честное слово. Главное все это вырублено в граните — просто город внутри горы, выдерживаюший прямой ядерный удар.
Насчет плавцов — а как же ПДСС[*]? Противодиверсионные силы, стоящие неподалеку в Уре? Это и есть автономные плавцы с подводным оружием с подводными мотоциклами (просто друзья служили в этом подразделении).
А вот выдержка из договора СНВ-1:
Одностороннее заявление Советской стороны о подземных сооружениях прилегающих к акваториям, где осуществляют плавание подводные лодки, оснащенные пусковыми установками БРПЛ
В связи с тем, что в Союзе Советских Социалистических Республик имеются подземные сооружения, находящиеся в непосредственной близости от губы Ара (Кольский полуостров), базы подводных лодок Ягельная (Кольский полуостров) и базы подводных лодок Павловское (Приморский край), Советская Сторона в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений в целях окончательного решения вопроса об этих подземных сооружениях заявляет, что указанные подземные сооружения не имеют каких-либо проходов для доступа в них плавучих средств любого водоизмещения из прилегающих к ним акваторий и что Советский Союз не имеет планов строительства и не будет строить такие проходы в период, пока остается в силе Договор. Эффективный контроль за этим обеспечивается с помощью национальных технических средств.
Советская Сторона исходит из того, что Соединенные Штаты Америки не имеют и не будут строить подобные подземные сооружения в период, пока остается в силе Договор.
Вообще я всегда с большим интересом изучаю впечатления людей, побывавших на Севере вообще, и на Северном флоте в частности. Вот небольшой отрывок из книги Максима Калашникова «Сломанный меч Империи», описывающий события 1996 года. С тех пор прошло десять лет, идёт 2006 год. Изменилось ли хоть что-то в лучшую сторону, есть ли хоть какая надежда на то, что труд стольких поколений не пропадёт окончательно?..
…в мае 1996-го мы с другими журналистами поехали на Северный флот, вместе с вице-премьером Олегом Сосковцом. Шел мокрый снег, и в серой дымке полусырости-полуизмороси, словно сгустившись из нее, проступали грандиозные очертания кораблей. Они поднимались ввысь из свинцовых холодных волн Баренцева моря.
Их пирамидальные абрисы зачаровали нас. Поразило величие военно-морской техносферы, выросшей в заполярной тундре с тех пор, как в 1937-м, ткнув трубкой в Кольский полуостров, Сталин приказал: Северному флоту быть здесь. Подумалось: если это — картина после шести лет развала и унижений, то что же было прежде, во времена расцвета?
Кольский полуостров, древняя земля. Семьсот лет назад сюда пришли поморы — сильные, белокурые, кряжистые русские. Пришли и расселились среди угро-финнов, лопарей. Здесь шли дружины Святого Александра Невского, утверждая эти земли под русской властью.
Названия мест тут, на Коле, звучат волнующей, древней музыкой, в которой скользят еще дохристианские, арийские ноты. Ура-губа, Ара-губа. Ра по-древнеарийски — Солнце, Ар — Земля. Заливы Солнца и Земли. Индель, Оленица, Иоканга, Печенга. Река Восточная Лица. Поселок Вьюжный. Княжья Губа. Мыс Святой Нос. Нерпичья губа.
Здесь каким-то неуловимым, глубоко скрытым в душе чувством понимаешь — отсюда, как из могучего корня, вырастает мощный ствол Северного морского пути, охватывающего всю Арктику. Что это — оплот русских на Севере, средоточие стратегических сил флота. Здесь, где гаснут последние струи теплого течения Гольфстрим, не давая замерзать водам русского порта Мурманска.
Он вырос на древнем скальном щите в 1916-м, сказочно и быстро, трудом тысяч русских. Тысячи их легли костьми здесь, протягивая дорогу. Сюда будут рваться горные стрелки генерала Дитля в 1941-1942 годах, и жестокие сражения потрясут Заполярье.
Здесь — наше будущее. Вся таблица Менделеева в недрах. Доки и пирсы Североморска, хранилища ядерного топлива, станции перезарядки реакторов. Средоточие атомного ледокольного флота. Здесь работает Кольская АЭС, насыщая теплом и светом этот суровый край.
И до тебя, зачарованного этой глубью и ширью, не сразу доходят горестные слова провожатых. О том, что лодки не могут выйти в море, и экипажи на них приходится собирать «с миру по нитке». Что денег не хватает, и моряки влачат полуголодное существование. Что чужие субмарины, наглея, каждый день пересекают границу. Что люди на судоремонтных заводах по полгода не видят денег. На заводах «Шквал», СРЗ-85 и «Нерпа».
Северный флот еще силен. В нем — 67 атомарин. Но еще пятьдесят две выведены из строя и уныло стынут в свинцовых водах Ара-губы и Ура-губы, словно умирающие киты. Еще есть жизнь на базах атомарин на Западной Лице и в губе Малая Лопатка, в Нерпичьей и Андреевой губах, в заливе Большая Лопатка. Но она едва теплится, и биенье ее подобно нитевидному мерцанию пульса умирающего.
Запустение проступает в Сайда-губе и в Оленьей, где тянутся низкие корпуса завода перезарядки реакторов и стоят одиннадцать АПЛ. В базе атомарин в Иоканьге, куда можно добраться лишь вертолетом, и где люди падают в обмороки от истощения.
И ненависть, жгучая, как кислота, поднимается в тебе. В отделанной красном деревом кают-компании крейсера Сосковец, глядя исподлобья, выступает перед флотскими офицерами. Агитирует голосовать за Ельцина. Кажется, он все прекрасно понимает, что его гнетет то, что он видел. А лица слушателей угрюмы, офицеры прячут недобрые усмешки. Нельзя отделаться от ощущения, что все играют в одну игру, где слова — лишь пустой фон, где все читают между строк.
Конечно, жизнь изменилась по сравнению с упоминаемым 1996 годом, для очень многих — в лучшую сторону. Это если судить по Москве или какому другому крупному городу. А что происходит там, где люди не деньги зарабатывают, а Родине служат?.. Там, где под ногами лишь несколько сантиметров земли, а потом — вечные лёд и гранит?..
P.S. Не раз встречал вопрос — а что же теперь, почему бы не восстановить такие укрытия и не начать снова их использовать по прямому назначению? Если совсем кратко, то отвечу словами из статьи в Википедии о бункерах подводных лодок — «в настоящее время, по причине чрезвычайно высокой стоимости, уязвимости для современных средств поражения и невозможности маскировки от спутниковой разведки, подобные сооружения более не применяются».